Первые водолазные костюмы, оборудование для саперных работ под водой, безразмерное снаряжение для спасения из затонувшего танка. В Подольске впервые в России открылась уникальная выставка. Все экспонаты - в рабочем состоянии.
Музей "Водолазный архив" по своей сути - частная коллекция. Автор собрания - капитан третьего ранга Андрей Бакуров. Он служил в Мурманске, сам был водолазом, а когда увольнялся в запас, узнал, что в России нет ни одного собрания подводного снаряжения. Вот тут ему и стало за державу обидно. Теперь у Бакурова - уникальная коллекция, нет ни одного муляжа, всё рабочее. В таком хоть завтра можно погружаться на глубину до 200 метров.
"Снаряжение вместе с грузами, галошами, рубашкой, шлемом и ножом весит 90 килограмм, но опять-таки на воздухе, в воде оно может иметь даже положительную плавучесть. Поэтому есть сзади стравливающий клапан, которым они периодически воздух стравливают, чтобы не всплыть", - рассказывает Андрей Бакуров, руководитель музея "Водолазный архив".
Исторические хроники свидетельствуют, что в начале прошлого века в водолазы принимали просто: наливали претенденту чарку вина, если не захмелел, значит, нырять будет. Крепкие нужны были люди, в воде, конечно, вес снаряжения не так чувствуется, но ведь до нее нужно сделать несколько шагов.
Хорошей физической формой должны были обладать не только водолазы, но и обслуживающий ныряльщиков персонал. Например, к трехцилиндровой помпе 1946-го года выпуска для подачи водолазам воздуха полагалось две группы качальщиков, причем часто эту работу выполняли и женщины.
В коллекции Бакурова есть снаряжение для выхода из затонувшей подлодки и даже для выхода из затонувшего танка - специального безразмерного костюма, чтобы можно было на ватник надевать. В витрине - записная книжка ныряльщика. Рядом - полная экипировка боевого водолаза образца 70-х годов, подобные до сих пор на вооружении. А самый дорогой экспонат в коллекции - подводный шлем 1890-го года. Его Андрей Бакуров выменял у приятеля на два современных. Отправил фотографии эксперту из Голландии, сразу же получил ответ с предложением продать предмет экипировки. Таких в мире - всего четыре.
"Шлем сохранился очень хорошо, здесь все оригинальное, кроме двух барашков на переднем иллюминаторе, все остальное - первозданное, он требует реставрации, потому что верхний иллюминатор оторван, какой-то знаток передний иллюминатор не закручивал, а забивал", - подчеркнул Андрей Бакуров, руководитель музея "Водолазный архив".
На выставке в Подольске водолазную экипировку дополнили картинами художника-мариниста Владимира Медведева - 120 работ. Природу писал с натуры, а лодки и корабли - по фотографиям и каталогам.
"Капитан первого ранга подошел и так посмотрел на лодку, для него это было открытие, ведь это Мурманск, я же служил на ней, назвал марку", - отметил Владимир Медведев, заслуженный художник России.
Недавнее пополнение водолазного собрания - профессиональный бокс для подводной съемки, такой в мире один. Его ставили на штативе на дно, заправляли пленку 35 миллиметров, и снимали кино. Коллекция расширяется, вот только постоянной прописки у музея "Водолазный архив" нет. Кочуют водолазы с выставки на выставку, надеются когда-нибудь доплыть до собственного музейного помещения.