Неделю назад ученым из Департамента подводного наследия Украины удалось привезти в Севастополь части самолета. Это все, что осталось от пролежавшего на морском дне советского штурмовика ИЛ-2, подбитого во время Великой Отечественной. Самолеты под водой — объекты гораздо более редкие, нежели корабли, и шансов сохраниться у них намного меньше. Нет, не потому, что морская вода действует как-то особенно разрушающе, — просто охотников добраться до тайн погибших самолетов очень много.
ИЛ-2 нашли рыбаки, промышлявшие у мыса Тарханкут, — штурмовик недалеко от берега зацепили рыбачьи сети. Поскольку вести о подобных находках разносятся быстро, а небольшая, всего 32 метра, глубина не гарантировала самолету защиту от любопытных и мародеров, его сразу же принялись изучать специалисты. Оказалось, что донный ил стал отличным консервантом, сохранив не только металл, но и содержимое кабины — останки пилотов и их личные вещи: награды, карты, оружие.
Поднять самолет сразу не получилось, а позже выяснилось, что здесь уже кто-то успел основательно пошарить: ученым достались несколько крупных частей машины, которые станут экспонатами Подводного морского музея в Севастополе. Останки пилота захоронили в пгт Черноморское. Пока без имени на табличке. Но данные этого человека можно определить по номерам на двигателе самолета: в архивах должны храниться сведения обо всех самолетах, совершавших боевые вылеты.
Ученым приходится спешить — чем дальше, тем меньше шансов уцелеть у самолетов: на них покушаются и мародеры, разыскивающие цветной металл, и «черные» дайверы, охотящиеся за раритетами времен последней войны. Директор Департамента охраны подводного наследия АН Украины Сергей Воронов сообщил, что этой осенью будет сделана попытка спасти еще один самолет, перенеся на территорию музея: немецкий «мессершмит», обнаруженный в районе Феодосии. А ранней весной дойдет очередь до «дугласа», затонувшего у Южного берега Крыма, — он лежит на мелководье и тоже подвергается опасности разграбления.
До сих пор у берегов Крыма самолетов обнаружено всего-то десятка полтора, хотя сбивали их во время войны во много раз больше. Именно поэтому каждый найденный тут же обрастает таинственными легендами и историями. Возможно, именно они и делают затонувшие самолеты такими привлекательными для тех, кто ищет подводные сокровища.
В мае этого года севастопольские дайверы и ученые простились с немецким самолетом «дорнье», лежавшим в Камышовой бухте Севастополя. Поднимали его без согласия Департамента по подводному наследию. «И сделали это непрофессионально, — считает директор дайвинг-клуба «Альфа» Наталья Крайнова. — Когда самолет лежал на дне, о нем рассказывали легенды: чуть ли не золото рейха там лежит! Но те, кто к самолету нырял, говорили, что действительно видны десять или одиннадцать металлических ящиков. А вот что в них — мы уже, наверное, не узнаем».
Историки предполагают, что именно этот самолет должен был эвакуировать из Севастополя, к которому подступали советские войска, высшие военные чины. «Предполагают» — потому что даже сейчас, когда рассекречены многие архивы, немецкая сторона продолжает утверждать, что не летел такой самолет к Севастополю, не был сбит и не вез высшее командование, никаких данных о нем украинской стороне так и не предоставили. Но все равно севастопольцы называли этот объект «самолетом десяти генералов». Наверняка генералы были не единственным его ценным грузом. Даже если предположить, что в ящиках не золото или исторические реликвии, а награды или именное оружие, то на рынке антиквариата содержимое таинственных ящиков тоже может стоить огромных денег.
Во время подъема самолет развалился. Когда к обломкам спускались дайверы, они видели разбросанные по дну кости (их тоже до поры до времени сберегал ил), личные вещи, но ни одного из загадочных ящиков уже не было.
Брат-близнец этого самолета, еще один немецкий «дорнье», лежит в Каламитском заливе, его планируют поднять для Подводного музея. Наверняка он тоже может пролить свет на эпизод осады или освобождения Крыма. Но вот дождется ли он весны, когда начнутся работы?