Баренцево море - огромная могила затопленных судов, погибших в его водах в самые разные годы. К берегам Мурмана приходили грабить мирных жителей викинги на дракарах и шнекерах. На дорах и лодьях отправлялись на промысел поморы. В Кольский залив заходили шведские, английские фрегаты. И никто из специалистов не может дать точный ответ: какие загадки и сокровища таятся на морском дне?
След Ломоносова?
- Это якорь с поморского судна XVII века, - демонстрирует свою находку мурманчанин Сергей Курицын. - Его дайверы нашли около острова Кильдин. У нас сразу родилась версия, что, возможно, якорь был потерян судном, принадлежащим семье Михайло Ломоносова. Ведь именно у Кильдина находились рыбацкие угодья его отца. Сергей уже много лет исследует дно Баренцево моря. Больше всего ему здесь интересны затонувшие суда постройки времен первой и второй мировых войн. На одном из таких кораблей времен войны, входившем в состав конвоев, ему удалось обнаружить даже основательно заросшие водорослями джипы. Не исключено, что это судно было из печально знаменитого каравана PQ-17, судьбе которого посвящены рассказы, стихи, документальные и художественные фильмы, романы Валентина Пикуля и Алистера Маклина. Из 34 кораблей, следовавших с грузом в СССР в 1942 году, тогда погибли 23. До сих пор остается загадкой: почему была отозвана охрана этого конвоя и почему молчали грозные орудия Кильдина, когда рядом с этим островом расстреливали беззащитные суда. Они ушли на дно вместе с сотнями людей и грузом стоимостью более 700 миллионов долларов.
Спустя больше шестидесяти лет с помощью специального оборудования исследователи обнаружили на дне три транспортных судна, боевой английский корвет и немецкую подводную лодку. И лишь этим летом на борт одного из них - американского транспорта "Томас Дональдсон" - спустились члены еще одной международной экспедиции. Они нашли на судне два паровоза, паровозные станины с колесами, трактора, металлические балки, гильзы для снарядов и другие грузы.
Исторический бизнес
Впрочем, для того, чтобы опуститься под воду, вовсе не обязательно быть членом научной экспедиции. Многие
дайвинг-клубы уже поставили подобные услуги на поток. Приезжай, плати и можешь не только собственными глазами увидеть, но и потрогать затонувшие корабли конвоев. Очевидцы рассказывают, что на них многое сохранилось в первозданном виде. В каютах - койки и рундуки, бронзовые ручки, крючки, умывальники. А в рубке радиста стоит на своем месте радиостанция.
Впрочем, на затонувших судах делают бизнес не только туристические компании, но и искатели кладов. И, пожалуй, самая грандиозная экспедиция по поиску под водой сокровищ была предпринята как раз в Баренцевом море. Она поразила весь мир и техническим исполнением, и масштабами находки. В мае 1981 года ее участники подняли с 260-метровой глубины более пяти тонн золота с английского крейсера "Эдинбург", который в 42-м был торпедирован германской подводной лодкой U-456. Судно перевозило 465 слитков золота. Оно предназначалось для оплаты союзникам за поставку военной техники и оборудования. В результате нападения фашистов корабль вместе с драгоценным грузом оказался на дне моря.
"Никто не верил, - говорил Кейт Джессоп, сколотивший немалое состояние на поисках современных на затонувших судах, - что можно поднять золото с такой глубины: дескать, только сумасшедший способен на такое решиться". Он опустился на эту глубину в специальной камере и поднял сталинское золото на поверхность. Две трети находки получила Россия. Но на борту "Эдинбурга" осталось еще 375 килограммов драгоценного груза.
Просчитанные авантюры
Подводное кладоискательство перестало быть уделом романтиков. В мире появилось уже несколько компаний, специализирующихся на поиске сокровищ затонувших кораблей. Их сотрудники внимательно изучают архивы, находят координаты наиболее интересных объектов. Экспедиции, отправляющиеся на поиски, оснащаются самыми современными судами и оборудованием. С его помощью на морском дне можно внимательно изучить суда, лежащие даже на очень большой глубине, куда не проникает солнечный свет. Так называемые ядерные частотные магнитометры измеряют естественное магнитное поле Земли и фиксируют малейшие отклонения от нормы. Они могут, скажем, обнаружить то, что не видит человеческий глаз. А новейшее подводное снаряжение позволяет опуститься на недоступные прежде человеку глубины. "Наступило время тщательно просчитанных авантюр", - считает один из немецких подводных золотоискателей Николаус Сандицель.
Но есть у подводного золотоискательства и оборотная сторона. Ученые во всем мире со страхом наблюдают за тем, как в поисках затонувших сокровищ кладоискатели порой уничтожают памятники истории.
- Меня не интересует историческая ценность затонувших кораблей, - заявил Джессоп еще до начала операции по поднятию сокровищ "Эдинбурга". - Волнует меня исключительно золото.
А клад кому?
Сейчас на Черном море фрагменты уникальных кораблей времен второй мировой войны порой поднимают со дня, чтобы… за копейки сдать на металлолом. Ученые предрекают, что если так пойдет и дальше, то через 20-25 лет все ценное будет поднято со дна моря и безвозвратно утеряно для науки. Обуздать расхитителей затонувших сокровищ пытаются уже на международном уровне. Однако для этого необходимо в первую очередь выработать единые правила, которые бы регулировали: кто имеет право поднимать со дна моря сокровища, кто и в какой доле может на них претендовать. Сегодня каждая такая находка порождает немало судебных исков.
Именно по этой причине американские кладоискатели пока не торопятся раскрывать тайну нахождения самой сенсационной находки этого года – потопленного во время второй мировой войны немцами в Атлантике британского транспорта. По оценкам специалистов, стоимость его груза оценивается почти в 4 миллиарда долларов. Сейчас кладоискатели ждут, когда объявятся, а главное, договорятся между собой претенденты на эти сокровища: английские алмазы и 80 тонн золотых и платиновых слитков из активов Госбанка СССР. По одно из версий, драгоценные металлы корабль вез из Мурманска - в счет оплаты поставок по ленд-лизу.
К теме
За четыре военных года в северные порты СССР пришли 42 союзных конвоя. В них участвовали 772 судна под флагами стран антигитлеровской коалиции. По данным историков, союзники доставили в нашу страну около 16 миллионов тонн военных грузов. В оплату за помощь СССР отправлял цветные и драгоценные металлы, нефть. Каждый восьмой корабль, участвовавший в полярных конвоях, погиб в пути.
Советские суда, затонувшие в войну в Баренцевом море, место гибели которых известно:
"КИЕВ"
13.04.1942 года, Баренцево море, на подходе к острову Медвежий, 73°22" с. ш., 28°48" в. д.
"ЦИОЛКОВСКИЙ"
01.05.1942 года, Баренцево море, в 100 милях к северу от Кольского залива, 71°46" с. ш., 34°30" в. д.
"ВИШЕРА"
10.07.1942 года, Баренцево море, у острова Нокуев, 68°" с. ш., 38°36" в. д.
"КРЕСТЬЯНИН"
01.08.1942 года, Баренцево море, у острова Междушарский (Новая Земля), 71°08" с. ш., 52°19" в. д.
"ДЕКАБРИСТ"
04.11.1942 года, Баренцево море, в 60 милях к югу от о-ва Надежды, 75°30" с. ш., 27°30" в. д. "ДОНБАСС"
07.11.1942 года, северная часть Баренцева моря, 76°24" с. ш., 41о30" в. д.
"КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН"
26.01.1943 года, западнее острова Медвежий.
"УФА"
29.01.1943 года, Баренцево море, к югу от о-ва Медвежий, 74о с. ш., 18о в. д.
"МУССОН"
15.11.1944 года, Баренцево море, Варангер-фьорд, 69°47" с. ш., 30°09" в. д.
"РЕВОЛЮЦИЯ"
03.12.1944 года, Баренцево море, у Мурманского берега, 68о44" с. ш., 37о49"в. д.
"ПРОЛЕТАРИЙ"
05.12.1944 года, Баренцево море, у полуострова Рыбачий, 69°56" с. ш., 32о53" в. д.
"ТБИЛИСИ"
30.12.1944 года, Баренцево море, в районе Печенги.
"ОНЕГА"
22.04.1945 года, Баренцево море, у восточного берега полуострова Рыбачий, 69°40" с. ш., 33°22" в. д.