Москва, Ломоносовский проспект, д.4, корпус 1
понедельник-пятница: 09:00-21:00 суббота-воскресенье: 10:00-18:00

Выше погрузиться уже нельзя, или неизвестная экспедиция.

11.06.2009, Четверг Просмотров: 658
«Это маленький шаг одного человека и - огромный шаг всего человечества».
Нил Армстронг


Подводные Гималаи – фраза, с первого взгляда кажущаяся абсурдом, стала обретать совершенно реальные очертания и конкретный смысл в 1999 году, когда Андрей Андрюшин (инструктор подводного плавания NAUI # 35685) путешествовал по Непалу в окрестностях Анапурны, одного из восьмитысячников планеты, со своим другом и единомышленником Денисом Бакиным. На одном из перевалов Андрей узнал у проводника-шерпа, что недалеко от их маршрута находится озеро Тиличо - самое высокогорное озера мира. Как было выяснено, озеро расположено на высоте (по разным источникам) от 4960 до 5200 метров над уровнем моря и имеет размеры - четыре километра длинной и полтора километра шириной. Поиски в Интернете, а затем и опрос местных жителей и проводников, подтвердил, что до этого никто не совершал погружения в этом озере.

Как всегда у энергичных людей от идеи до реализации – один шаг, поэтому Андрей по возвращению в Москву предложил Президенту клуба «Спрут» Вадиму Беленикину идею - совершить самое высокогорное в Мире погружение. Он горячо поддержал эту идею, и вокруг проекта стала формироваться группа единомышленников: Денис Бакин, Вадим Беленикин, Максим Гресько, Павел Русланов, Геннадий Слободанюк, Дмитрий Фридман и Светлана Чистякова. Результатом переписки с представительством книги рекордов Гиннеса стал отказ в регистрации рекорда по причине невозможности участия их представителя в проекте.

Отсутствие спонсоров и большая стоимость экспедиционных затрат так же не охладили энтузиазм и стремление установить новый Мировой дайверский рекорд. Было принято решение организовать экспедицию за собственный счёт. Логистику экспедиции взял на себя Гималайский клуб при непосредственном участии в экспедиции Президента Гималайского клуба Сергея Вертелова. Предстояло решить сложную задачу по доставке более полутонны снаряжения, включая компрессор, и членов экспедиции в труднодоступный район Непала на высоту, примерно равную высоте вершины Эльбруса. Другая проблема заключалась в отсутствии проверенных методик по расчету времени и глубины погружений на такой высоте, а также в невозможности экстренной эвакуации и отсутствии барокамер в Непале и в соседних странах. Атмосферное давление на высоте Тиличо составляет около 0,5 атм., что значительно ниже, чем в кабине любого самолета, в котором (как известно любому дайверу) нельзя появляться сразу после погружения. После ориентировочных расчетов была выбрана максимальная глубина погружения 25 метров с экспозицией в 1 минуту.

Рейс до Катманду, затем перелет на местном “кукурузнике” до одного из самых высокогорных грунтовых аэродромов в мире недалеко от маленькой деревушки Мананг (3550 м), двухдневная адаптация, тренировочное погружение в местном озере и благословение местного ламы были прелюдией к тяжёлому двухдневному восхождению к Тиличо.

23 сентября 2000 года экспедиция достигла озера, которое поразило своей первозданной красотой и величием. На абсолютно бирюзовой поверхности озера плавали, искрясь в лучах холодного солнца, ослепительные льдины, попадавшие в озеро с лавинами, которые несколько раз в сутки сходили с западной стороны, где находится огромный ледник. Лагерь был разбит на противоположном берегу озера. GPS показал высоту в 5000 метров у поверхности воды.
Почти у всей команды из-за недостаточной акклиматизации на такой высоте проявились признаки горной болезни, головная боль и тошнота, но, тем не менее, было принято решение начать запланированные погружения на следующий же день. Солнечная погода днем сменилась ночью на снег и минус 10 градусов. Утром с помощью надувной лодки провели замеры глубин. Были получены результаты, что небольшой участок мелководья рядом с лагерем сменяется отвесными подводными скалами и глубиной значительно более 75 метров (предел измерений для имеющегося эхолота), также были замечены странные образования на глубине около 50 метров, по внешнему виду похожие на водоросли.

Компрессор Coltry Sub с трудом наполнил баллоны воздухом до 100 атмосфер. Погода вновь начала портится, поэтому погрузились прямо у лагеря на отмели с глубинами до10 метров. Это погружение и последующая ночь совершенно измотала команду. Ночевка была холодной, сильный ветер со снегом сорвал 2 палатки.

Утром Андрей Андрюшин решает достичь поставленной цели и 25 сентября 2000 года вместе с Денисом Бакиным, Максимом Гресько и шерпами, нагруженными снаряжением, уходит на север озера, туда, где профиль дна и подход к воде позволяет сделать рекордное погружение. Любые движения на такой высоте вызывают очень сильную одышку, человек начинает задыхаться и долго не может восстановить нормальное дыхание. В двух километрах к северу от лагеря они выбрали место, удобное для входа в воду.

Друзья помогли Андрею одеться, и он начал своё погружение. «Я погружался вдоль каменистого склона. Под водой было достаточно темно. Видимость была максимум один метр. Температура воды на поверхности была плюс шесть градусов по Цельсию. Мой компьютер переключился в режим «дайва» на глубине примерно 5 метров. В этом момент он показал значение глубины, равное нулю» – рассказывает Андрей Андрюшин. «Я погрузился до глубины в 21 метр, по показаниям компьютера. Внизу температура воды была три градуса. Наклонное каменистое дно продолжало спускаться вниз в глубину, но я развернулся и так же вдоль склона начал подниматься к поверхности воды. Важно было вернуться к берегу озера именно под водой, потому что плыть по поверхности примерно на высоте вершины Эльбруса в снаряжении – нечеловеческая нагрузка. Всё моё погружение длилось порядка 10-15 минут и не принесло никаких неожиданностей. После погружения кроме ощущения достижения желанной цели я ощутил прилив сил, видимо, связанных с дыханием воздухом при повышенном давлении, и как следствие, с повышенным парциальным давлением кислорода. Никакой живности под водой мне обнаружить не удалось, но это не было неожиданностью и разочарованием. Главное мы сделали - выше погрузиться уже нельзя». В тот же день решено было возвращаться назад - основная целью экспедиции была выполнена.

Команда российских дайверов установила абсолютный рекорд высокогорных погружений. Они - первые, кто смог погрузиться в самом высокогорном озере мира. Конечно, здесь было немного надежды на знаменитое русское «авось», но удача сопутствует отважным!

- Хотелось бы Вам спустя столько лет повторить это рекордное погружение? - спросили мы у Андрея Андрюшина.

- Сейчас, кажется, что хочется, но там, в Гималаях, это было реально тяжело. Видимо, быстро человек забывает все прошлые трудности и вспоминает только хорошее - замечательную команду и необыкновенный восторг от красоты и величия чудесного озера.
Источник: Андрей Бизюкин, кандидат медицинских наук, Technical cavediver, инструктор технического дайвинга и подводной фотографии