24 Мая 2008 года произошло событие, не оставившее равнодушным многих шведских и зарубежных дайверов. В Lysekil Sweeden шумно и с помпой отмечался 50-летний юбилей шведского дайвинга. Мы, конечно, не могли пропустить такое уникальное событие и поехали в Лисешил. Было много гостей, рассказов, презентаций, соревнование по перетягиванию каната на поверхности моря дайверскими командами в ластах и, благодаря команде Исторического водолазного общества, при поддержке корабля шведской береговой охраны, демонстрация и тестирование оригинального профессионального снаряжения прошлых лет.
Все желающие могли совершить погружения в работающем снаряжении прошлого века Siebe Gorman и уникальном двухболтовом датском шлеме. Но наибольшее удивление посетителей вызвал деревянный шлем, точная копия-реплика из Стокгольмского музея.
Большинство участников мероприятия были удивлены этой внешне похожей на табуретку конструкцией, некоторые весело смеялись, другие просили разрешения сфотографироваться со шлемом.
Мы спросили Jouko Moisala и Harri Jylhä, хозяев этого музейного экспоната, о его происхождении и истории.
«Нет, нет - это не музейный экспонат – это реальный работающий образец», - начал свой рассказ Jouko Moisala: «Американский морской биолог и ученый Вильям Биби (William Beebe) занимался изучением морских обитателей на острове Гаити в конце 1920-х годов. Тогда же специально для своих исследований он сконструировал собственный вентилируемый водолазный шлем. Его шлем был открыт для воды и продувался (вентилировался) ручным воздушным насосом для накачки автомобильных шин. Используя такую конструкцию, Вильям мог погружаться на глубину до 10 метров. По результатам своих исследований в 1928 году он опубликовал книгу «Подводный мир тропических морей» (Beneath Tropic seas).
Шведские мальчишки из Стокгольма, три брата Ларс, Леннарт и Стен Эхольм (Lars, Lennart and Sten Ekholm) в возрасте 12-15 лет проводили летние каникулы в 200 километрах от города на озере Tisnare с настолько чистой и прозрачной водой, что можно было даже видеть дно озера на глубине 5–6 метров. Поскольку они прочитали книгу Вильяма Биби, то решили сделать собственную копию шлема из книги, чтобы более детально изучить дно и подводный мир озера. В отличие от металлического оригинала Биби, они решили сделать свой шлем из обычного дерева. А в качестве помпы – использовать автомобильный насос от отцовского автомобиля. Позже об этом оригинальном опыте использования деревянного снаряжения в 1944 году была опубликована статья в шведском техническом журнале «Техника для всех» (Teknik för alla).
В 2005 году сохранившийся шлем был оставлен в Стокгольмском музее Шведского исторического водолазного общества (Swedish Diving historical Society, Dyktank hus), где весной 2005 года мы (Jouko Moisala, Jean Finnberg and Harri Jylhä) впервые и увидели его. Я предложил Harri (который работал учителем труда и был умелым мастером) сделать его современную копию. Первый образец получился неудачным, тогда я нашел оригинальную статью в журнале и рисунки братьев Ekholm, и мы, наконец, получили копию для тестирования. Первое погружение было сделано в бассейне, где мы столкнулись с той же проблемой, что и его изобретатели. Для погружения в шлеме требовалось много грузов. У братьев Ekholm не было свинца, поэтому, чтобы погрузиться, они использовали железную скамейку весом порядка 25 килограмм (примерно такой же вес требовался и нашему шлему). Мы погружались на открытой воде в этом шлеме порядка 10 раз, но не глубже 8 метров. Братья Ekholm рассказывали, что с этим шлемом можно погружаться не глубже чем до 15 метров. Мы не спускались глубже 8 метров, полагая, что на большей глубине ручной насос не обеспечит достаточно хорошую вентиляцию внутри шлемы, и это может стать причиной избыточного накопления углекислого газа» - закончил свой короткий рассказ Jouko Moisala.
После такого обстоятельного объяснения у меня немедленно возникла идея погрузиться в деревянном шлеме. Jouko Moisala очень обрадовался возможности в очередной раз протестировать шлем в деле. Он был так добр, что достал для меня всё необходимое снаряжение и начал примерять шлем. Внутри было темно, и на мир можно было смотреть только сквозь маленькое светло окошко, похожее на амбразуру. «Ты должен верить мне», - сказах Jouko: «Верить в то, что мы нашим велосипедным насосом будем качать тебе достаточное количество воздуха, и ты сможешь нормально дышать». Я утвердительно, насколько это было возможно, кивнул своей новой деревянной головой. Мне предложили стать на водолазную платформу и навесили сзади и спереди на шлем по две тяжелые свинцовые пластины. Кран корабля шведской береговой охраны поднял меня в воздух и отравил за борт в суровые холодные воды северной Атлантики.
Вода плескалась вокруг меня, за бортом миниатюрного иллюминатора и внутри шлема. Я старался держать лицо повыше и дышал носом. Продуваться в водолазном шлеме можно только сглатыванием, или широко открывая рот, поэтому погружаться по воду нужно не спеша, особенно на первых метрах. Общение с поверхностью происходит только путем дергания за шлаг подачи воздуха: один раз – ОК, два раза - Спускай вниз, три раза - Поднимай наверх, частые хаотичные рывки – срочный подъём. У меня не было глубиномера, и очень ограниченный обзор не позволял мне проконтролировать глубину, о которой можно было только догадываться по тому, как закладывает уши, и как быстро я успеваю продуваться. За бортом моего шлема изумрудного цвета атлантическая вода – полный восторг. Мне захотелось, получше оглядеться вокруг, и я попытался повернуться всем корпусом и наклонить деревянную голову. Вода немедленно начала плескаться внутри шлема – избегая её попадания в рот и нос, я немедленно прекратил проявления любопытства. Внутри шлема пахнет, как внутри велосипедной или автомобильной покрышки, что, видимо, было характерным признаком исправной работы велосипедного насоса.
Моё историческое погружение длилось совсем не долго - Jouko Moisala решил не баловать новичка и отдал команду поднять меня обратно на борт.
Зрители в восторге от прекрасного шоу, слышны щелчки затворов фотоаппаратов, и мы
благодарим Jouko Moisala, команду Исторического водолазного общества и группу поддержки корабля шведской береговой охраны за уникальную возможность прикоснуться к великой истории Шведского дайвинга, особенно в такой знаменательный день 50-тилетнего юбилея. Пока ещё не так много людей в Мире имеют сертификат «деревянноголового дайвера», но возможно скоро это будет новой традицией одной из старейших в Мире скандинавской дайверской школы.
Источник: Андрей Бизюкин, кандидат медицинских наук, Technical cavediver, инструктор технического дайвинга и подводной фотографии & Jouko Moisala (Lysekil, Sweeden)